Главная » Статьи » Мои статьи

Записываемся в первый класс!

1 февраля школы начали запись в 1-й класс. Кто-то из родителей из уже подал документы и спокойно ждет зачисления. Кто-то еще не определился с выбором учебного заведения. А есть и такие, кто находится буквально на передовой жарких боев за место под школьным солнцем. О том, с какими трудностями приходится сталкиваться как родителям, так и руководству школ, мы поговорили с директором АНО «Уральский центр медиации*» Ольгой Павловной Махневой.

Каждый год родители будущих первоклассников сталкиваются с проблемой поступления в школу. Казалось бы, есть удобная и более-менее логичная система приема — по прописке, в ближайшую к дому школу. Большинство социальных учреждений — садики, поликлиники, паспортные столы — тоже обслуживают по месту регистрации. Почему же в этой системе приема возникают конфликты? Может быть, не хватает школ, особенно там, где построены новые дома?
Там, где идет точечная застройка, проблем с поступлением в первый класс в школы шаговой доступности нет. Такая проблема появляется там, где строятся большие микрорайоны, потому что инфраструктура несколько запаздывает, в отличие от жилых домов. Тем не менее, даже если взять Академический микрорайон, на сегодняшний день там проблема решена и количество школ вполне соответствует количеству детей, как и по всему городу.
И по прошлым годам можно сказать совершенно точно — ни одного ребенка, который бы не попал в школу в шаговой доступности, ни в Екатеринбурге, ни в области не выявлено. Проблема в том, что родители хотят не школу в шаговой доступности, а совершенно определенную школу, более того, определенного учителя. Но это не прописано ни в федеральном законе, ни в локальных актах приема в первый класс, это желание родителей.

Является ли это показателем качества образования в целом? Иными словами, можно ли сказать, что у нас только определенные школы могут предоставить качественные образовательные услуги?
Я бы так не сказала. Детей из области, из самых обычных школ, которые поступают с хорошими баллами в вузы, нисколько не меньше, чем детей, поступающих из, как вы сказали, «престижных» школ Екатеринбурга. Просто проблема на сегодняшний день, наверно, более глубокая, и она кроется в самой системе образования. На сегодняшний день она, к сожалению, столкнулась с тем, что вместо качественного знания ребенок выходит с хорошим навыком прохождения тестовых заданий. Я имею в виду ЕГЭ.
На сегодняшний день школы, даже те, которые раньше готовили творчески одаренных детей, способных к самостоятельному принятию решений, детей, которых с удовольствием брали не только наши вузы, но и московские, должны два года убивать на то, чтобы научить их ставить галочки в определенных клеточках. Об этом говорят все. Вузы пишут письма, но ничего сделать не могут, потому что — это тоже не секрет — на сегодняшний день 60 с лишним процентов баллов, полученных по ЕГЭ, при первом срезе в вузе не подтверждаются. В итоге после первой сессии студенты покидают вуз, потому что они не способны освоить программу, там не тестовые задания, там совершенно другой подход. Кафедры оказываются недоукомплектованными и так далее. И если раньше родители стремились отдать ребенка в ту или иную школу, потому что это давало гарантию поступления в вуз, то сегодня это осталось, и это объективная реальность, что бы мы ни говорили. Это не значит, что одаренные дети из обычных школ не могут туда поступить. Но это как в спорте: либо вы ходили к хорошему тренеру, с пяти лет занимались, либо вы в дворовой команде погоняли шайбу — и шансы попасть, допустим, в молодежную сборную у первого и второго окажутся разными. Поэтому родители, безусловно, стремятся в определенную систему образования.
Проблема в том, что они не всегда отдают себе отчет, что это за система, способен ли ребенок ее выдержать.

Насколько мне известно, сейчас при подготовке к приему документов каждая школа учитывает количество детей на своем участке и исходя из этого прогнозирует количество набираемых классов. Но по факту 1 февраля в некоторых школах буквально аншлаг, количество детей намного превосходит ожидаемые цифры. Откуда появляются «неучтенные» будущие первоклассники?
Я бы не сказала, что это «неучтенные» будущие первоклассники. Если есть две школы, одна из которых числится в престижных, а другая — в обычных, родители почему-то идут в престижную и на предложение «У нас закончился прием заявлений, перейдите через дорогу» они вместо того, чтобы перейти дорогу и в шаговой доступности записать ребенка, что делают? Говорят о нарушении их прав. Нет здесь нарушения прав, здесь есть просто нереализованная мечта родителей.
К тому же на сегодняшний день привязка к определенной школе и к месту прописки относительная: с 1 июля любой желающий может поступить в любую школу, если там остались свободные места. Многие родители, кстати, об этом не знают. Есть еще один момент, который тоже надо учитывать: если в микрорайоне количество поданных заявлений в первый класс оказывается больше, чем планировалось, то по приказу Министерства образования там сформируют дополнительные первые классы. Например, в прошлом году, в 69-й школе было доформировано два дополнительных класса, никто из детей на улице не остался и через полгорода на автобусе не ездит.
Но это решение доформировать дополнительные классы примут уже после того, как основная масса заявлений будет подана, то есть примерно в мае и до 1 июля, а детей будут зачислять до 1 августа.

Давайте обсудим вопрос, который сегодня уже нельзя не обсудить, — вопрос временных регистраций. Уже ни для кого не секрет, что эта практика становится очень распространенной. С одной стороны, закон не нарушается: при поступлении в школу юридически временная прописка равняется постоянной. Разобраться и доказать, что временная регистрация приобретена не с целью проживания, очень сложно. С другой стороны, что должны чувствовать родители детей, которые либо не попали в хорошую школу по прописке, потому что претендентов больше, чем школа может себе позволить, либо вынуждены биться за место, положенное им по закону, занимать очередь с ночи, нервничать и рисковать?
Прежде всего — не надо биться! У нас родители действительно бьются за школу, и в связи с этим такие школы, как 9-я, 2-я, «Менталитет», на сегодняшний день отказались от приема в первый класс, потому что в свое время их директора сказали: «Нам костры и битвы под стенами школы не нужны!» И в итоге правильная система образования с первого класса сегодня нарушена. Потому что прием в пятый класс, «с бору по сосенке», это уже не то, что дети, которые учились с первого класса в определенной среде.
С другой стороны, если вы желаете попасть именно в эту школу, нознаете,то там количество мест ограничено... Но ведь бывает ограниченное количество билетов на хорошие спектакли, на удобные рейсы, тем не менее мы же решаем эту проблему, и здесь то же самое: «Кто первый встал, того и валенки»,- так на Руси говорили?
Потом, насчет не спать ночами: у нас сегодня можно в электронном виде на сайте Госуслуг подать заявление, поэтому, как раньше, стоять на улице, писать номерочки на руке, наверно, не надо. То, что человек боится не успеть… ну да, он может не успеть. Здесь ничего мы сделать не можем. Простите, есть количество мест, которые уже заняты. Другой вопрос, почему биться нужно именно за первый класс. Есть прием практически во все школы во втором классе, в третьем, в четвертом. Есть целевой прием в пятых классах, в восьмых, если уж вы сильно хотите попасть в эту школу или в эту систему, не надо убиваться в первом классе. Кстати, по статистике не все дети вытягивают ту программу, ради которой родители столько усилий приложили. К чему это было? «Я хочу», — сказал родитель. А ребенок может или нет?

А если переводиться в другую школу после первого класса или после начальной школы, что нужно для этого сделать и каковы могут быть причины для отказа со стороны школы?
Да то же самое, что при приеме в первый класс: наличие свободных мест. При этом если в первом классе у нас нет на сегодняшний день тестирования, то в пятый класс идет конкурсный набор, причем в этом конкурсном наборе на равных участвуют и дети, которые учились в данной школе. Я говорю о таких школах, как 2-я, 9-я, лицеи престижные. И там уже есть входной контроль: готов ли ребенок к освоению данной программы или не готов. Если не готов, если ребенок выполняет задание, которое соответствует четвертому классу только на 40%, не взять его в пятый класс никто не имеет права. Но брать его на определенную программу, зная изначально, что он не будет ее усваивать, — наверно, это не совсем логично и не совсем лояльно к ребенку. Ведь основная задача школы — это не дать знания, а социализировать ребенка, сделать его способным выживать в любой среде. Так вот, ставить ребенка в пятом классе изначально в позицию неудачника, согласитесь, неправильно, не только потому, что у него будут низкие оценки в классе, но и потому, что мы начинаем формировать определенный комплекс неполноценности, и это надо родителям понимать. Опять же, если пятые классы на данный момент в конкретной школе укомплектованы, то доформировывать их не будут.
Что касается старших классов: в каждой школе есть профильные классы, но перечень их из года в год может меняться, они формируются по потребности. Например, если в 9-й гимназии количество заявлений в архитектурный класс или медико-биологический соответствует комплектации класса, там будет сформированы данные классы, если количество заявлений будет, к примеру, 20, при укомплектованности 25 — значит, данный класс не будет сформирован.

При существующей системе известны какие-то еще случаи нарушения закона? Примеры той же коррупции? Или же сейчас уже сложно, допустим, дать взятку директору или попытаться попасть по блату?
Я сейчас скажу, как человек, являющийся профессиональным медиатором: желающих дать взятку, любым способом решить вопрос с устройством ребенка в школу, много. Но директора на сегодняшний день не идут по разным причинам. Например, причина первая: размер взятки должен быть такой, чтобы хватило на всю оставшуюся жизнь. А насколько я понимаю, родителей, способных дать такую взятку ради устройства в первый класс, не существует. Второе: единожды это сделав, директор будет вынужден по этому пути идти каждый следующий раз, ведь в городе все всё знают. Так что рисковать сегодня никто не будет.
Директора, а я с многими хорошо знакома, жалуются, что в момент приема их и за углом поджидают, и телефоны персональные узнают, и «что тебе надо?», и «да ты не знаешь, с кем связалась» — прямо так, переходя на ты. Не только взятки и мольбы, но и прямые угрозы. Стресс для директора во время приема в первый класс, поверьте, намного больше, чем для родителей. У родителя-то один ребенок, а тут нужно защитить и детей, и учителей, и имидж школы. Официальных вступительных взносов при приеме в школу не существует. Существуют, как говорят родители, «поборы». Но давайте разделим два понятия: «право» и обязанность». Если родитель в силу каких-то обстоятельств не желает материально участвовать в жизни школы, ни его из школы не выгонят, и ребенок изгоем не будет. Хотя, безусловно,такие конфликты у нас есть. Работаем над такими сложными и спорными ситуациями. Вот одна мама обвиняя школу говорит, что не может платить столько-то денег, и ее перестали приглашать туда-то и туда-то, с ее ребенком никто не разговаривает. Но самое интересное: выясняется, что речь идет о внеклассных мероприятиях, которые организует не школа, а сами родители и вина в том, что ее ребенка куда-то не берут не школы, а других родителей: «И почему это мы за вас должны платить?». И тогда мы встречаемся с председателем родительского комитета и пытаемся уже с точки зрения разумности, с точки зрения сохранности этого ребенка и других детей, с точки зрения законодательства решать этот вопрос. И, как правило, вопрос решается достаточно быстро и хорошо.
Сейчас школы, классы находятся в очень плачевном состоянии, денег на их соответствующее содержание у министерства образования и министерства экономики не заложено. Представьте: набрали первый класс, идет первое собрание, родители пришли в кабинет, где драный линолеум, где из окон дует и сидеть рядом с ними невозможно. Здесь уже право родителей: либо этот класс, в котором их дети будут четыре года изо дня в день находиться, привести в безопасное для детей состояние, либо ждать, что, может быть, у нас сверху посыплются деньги и школа наконец-то будет отремонтирована. Никто не заставляет, это их право, но не обязанность. 
Как правило, родители в зависимости от своего материального состояния стараются класс привести в более-менее нормальное состояние. Это проблема не родителей и не школы, это проблема финансирования образования.

Что нужно делать родителям, которым по той или иной причине не повезло при подаче документов в желаемую школу?
Следует зайти на сайт министерства образования, посмотреть, в какие школы по месту жительства они имеют право подать заявление, и идти туда и подавать. За одним адресом закреплено несколько школ.

Давайте еще рассмотрим такую ситуацию: я выбираю школу не по прописке, но понять, попаду я туда или нет, я смогу только после 1 июля. 1 июля выясняется, что не попадаю. Бегу в ту школу, что по прописке — там тоже уже нет мест. В итоге отдел образования направляет меня в ту школу, которая не устраивает совсем. Как избежать этого? Не рисковать и не пытаться попасть в школу не по прописке, сразу идти в «родную» школу?
А почему нужно ждать до 1 июля, никуда не подавая заявление? Если вы в марте, апреле или мае подали заявление не в ту школу, в которую вы хотели, никто не запрещает, если открылось место в нужной школе, забрать отсюда заявление и передать его туда. Точно так же, как студенты сегодня одновременно подают заявление в несколько вузов. Приказ о зачислении в первый класс готовится 1 августа, а официально он вступает в действие 25 августа. Даже если вы придете 3 сентября по какой-либо причине, вас в любом случае возьмут в первый класс, но только в той школе, где будет место. Но если вдруг оказалось, что ни в одной школе шаговой доступности места нет, идите в отдел народно образования на прием, и там этот вопрос решается.

Как быть тем родителям, у которых нет регистрации на нужном участке: только переехали или планируют переезжать, например?
У нас есть целая категория граждан, которые имеют право поступить в школу не по регистрации: например, военные, когда бы они ни приехали, они не привязаны к месту регистрации. Они приходят в районный отдел с документами, подтверждающими их статус, и их ребенок будет зачислен в школу, даже если этот ребенок сверх плана, сверх лимита. Сейчас специально для таких форс-мажорных ситуаций допускается в школе создание дополнительных мест, но все решается через отдел образование. Это исключение, которое предусмотрено законодательством.

Сегодня практически во всех школах есть курс будущего первоклассника. Многие родители детей, идущих не по прописке, расценивают посещение подготовительных курсов как возможность получить преференции при поступлении. Они правы? Для чего нужны эти курсы?
Курсы нужны для того, чтобы подготовить ребенка к ожидаемой системе образования. Правы ли они, что будут иметь преференции при поступлении в первый класс? Нет, не правы. Они, наверно, в определенной степени будут более адаптированы к первому классу, чем те, кто не посещал подготовительные курсы.
Раньше вообще была ситуация, когда некоторые школы и готовили детей, и отбирали начиная с первого класса. Но на сегодняшний день эту систему убрали, хотя, на мой взгляд, она себя оправдывала. Есть же определенный перечень вузов, которые добились права тестировать студентов не по системе ЕГЭ: это МГУ, СПбГУ, МФТИ и ряд других, их ректоры смогли доказать, что у них не может учиться любой человек, просто потому что сдал ЕГЭ, потому что там нужны особые способности. Я считаю, что готовить этих юных гениев нужно уже с первого класса и не говорить, что «у нас нет элитных школ, потому что у нас все школы хорошие». Согласитесь, определенным растениям нужна определенная почва.
В данный момент нет школ с тестированием в первый класс, единственный критерий для поступления — наличие регистрации по месту нахождения данной школы.

Ну и напоследок можете ли вы посоветовать родителям будущих первоклассников какой-то алгоритм действий, который позволит свести к минимуму негативные эмоции и конфликтные ситуации при подаче документов?
Родители, мыслите вариативно! 

*ФЗ-193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» Ст.2, п.2-3

Для справки:

Медиатор, медиаторы – независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Процедура медиации – способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Категория: Мои статьи | Добавил: АкварелЬ (22.05.2015)
Просмотров: 2309 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
1 g_v_v • 06:16, 28.01.2017
Мы не попали в школу в шаговой доступности и не только мы. Нам с Краснолесья приходиться ездить в Совхоз в 55 школу. Мы-это те кто переехали тогда, когда уже зачисление в первый класс прошло.
avatar