Главная » Статьи » Мои статьи

Зачисление в 1 класс 2016

Легко ли стать

школьником?

Каждый год вокруг поступления в 1-й класс складывается непростая ситуация, заставляющая родителей поволноваться. Даже наличие постоянной прописки не гарантирует попадание в школу, относящуюся к конкретному адресу, если это учебное заведение пользуется популярностью. Ребенку, казалось бы имеющему все права учиться по месту жительства, может попросту не хватить места. В родительских кругах регулярно возникают жаркие дискуссии и звучат обвинения в том, что система образования нарушает права детей и родителей. Чтобы разобраться в причинах конфликта и понять, есть ли выход из сложившейся ситуации, мы обратились к уполномоченному по правам ребенка в Свердловской области Игорю Рудольфовичу Морокову.

— Игорь Рудольфович, в чем, по-вашему, причина ежегодных проблем родителей будущих первоклассников и обострения ситуации с зачислением?

Сегодняшнюю ситуацию острой не назовешь. Она была такой 2 года назад, когда родители жгли костры у школ. Следующий год был спокойнее, однако проблема остается. Причем единственный город в Свердловской области, где существуют сложности, — это Екатеринбург. Это не говорит о том, что у нас не хватает мест. В прошлом году в городе в первый класс отправились порядка 16 800 ребятишек. Мест же было около 17 000. В 2016/17 учебном году первоклассниками должны стать около 15 000 детей, для которых готово примерно 16 500 мест. Запас существует всегда. Проблемы же, на мой взгляд, возникают из-за дисбаланса образовательных организаций, среди которых 35% — статусные учебные заведения. Проблема в том, что мы не имеем возможности обеспечить качественное образование во всех 35% подобных школ. Как следствие, иногда статусность завышена, и люди попадаются на рекламные уловки. Наличие в документе об образовании штампа «Гимназия» или «Лицей» превалирует над тем, какие знания стоят за этим.

Как же должна выглядеть идеальная или хотя бы близкая к идеалу система начального образования?

На мой взгляд, это должна быть очень ровная система, соответствующая ФГОСам начального образования, а углубленное, статусное обучение стоит начинать на основе 5-го класса основной школы. Под статусным я имею в виду обучение одаренных детей, интеллектуалов, научной, научно-технической элиты нашей страны, которая будет определяться не по прописке, не по толщине кошелька, а по знаниям. Таких школ не должно быть много, тогда и качество повысится.

В своих взглядах мы часто возвращаемся в советскую систему образования. Не самую плохую систему. А что служило ее основой? То, что все школы были одинаковыми и работали в одинаковых условиях. Это равенство, система преподавания, однообразие программ позволяло находить людей достаточно грамотных и одаренных, чтобы двигать вперед науку.

Почему раньше удавалось избежать ажиотажа?

Именно благодаря тому, что все школы были одинаковыми. Конечно, присутствовали и заведения, за которыми тянулся шлейф элитарности, но на уровне начального звена существенной разницы не было.

То есть, по вашему мнению, не должно быть никакой градации?

Да. Наиболее качественное образование должно быть именно в начальном звене. Там закладывается мотивация и желание учиться. А у нас статистика очень четко говорит, что к 5–7-му классу 70% ребят дезадаптированы к школе. Они ходят туда, потому что велено. Как только система станет ровной, ажиотаж уйдет. Например, совсем недавно мы смотрели организацию образования в Финляндии. Ни на уровне начального звена, ни дальше нет элитарности. Все в одинаковых условиях, и качество достаточно высокое. Родители не платят, дополнительных взносов нет, все школы равны. Для тех, кто хочет большего, существует система частных образовательных учреждений. У нас же сегодня любая школа, собрав определенный пакет документов, может назвать себя гимназией.

Но зачем школам эта статусность?

Это рынок. Какова главная цель образования? Предоставление образовательных услуг. Вот эти услуги и надо продать. Лучше подороже. И учреждения начинают надувать щеки: мы — гимназия!

На ваш взгляд, в чем причина конфликта?

Я человек из прошлого, но мне кажется, что роль управления в образовании должна быть четче. Закон об образовании достаточно либерален. Он был нацелен на улучшение обучения с точки зрения тех позиций, которые закладывались в 2010–2012 годах, когда мы пошли по пути вариативности образования. Все началось с подушевого финансирования — школам выделяется определенное количество денег за каждого ребенка. Из этих средств формируется смета школы. И образовательным учреждениям предложили: привлекайте учеников, разрабатывая уникальные образовательные программы. Вот тогда и началась эта гонка за статусом. Некоторые родители стали думать, что стоит попасть в элитную школу, и все будет хорошо. Но никто не проверил способности ребенка. Может быть, он будет мучиться в этой статусной школе. Он ничего не успевает, и возникает соблазн подтянуть его за счет финансовой помощи.

Право на образование имеют все, но если мы говорим об интеллектуально одаренных детях, то подобные школы должны быть именно для них, а не для тех, кто успел.

Еще один вопрос, который стоит достаточно остро, временная регистрация для зачисления в определенную школу. С одной стороны, родителей можно понять, но с другой — из-за подобных схем может не хватить места тем, кто реально относится к школе по прописке. Существует ли решение этой проблемы?

Мне кажется, что как только мы уберем конкурентную среду, проблема решится. Зачем регистрироваться, если для того, чтобы попасть в гимназию, нужно будет сдавать вступительные испытания? Если гимназия начнет принимать детей с 5-го класса, вопрос места жительства будет уже не так важен. По крайней мере, за 4 года станет понятно, к чему лежит душа у ребенка. Пока что такую диагностику никто не проводит. Дети мучаются. Возникают социально-психологические срывы.

Это комплексный вопрос, который требует усиления качества начального образования. И проблема регистрации отсюда. Нездоровая конкуренция влечет нездоровые решения.

И все-таки зачисление по прописке это зло или благо?

Если речь идет о маленьких детях — благо. Прежде всего это вопрос безопасности. Есть случаи, когда малыши травмируются или пропадают по дороге в школу. Родителям учебное заведение в непосредственной близости от дома также удобнее. Однако родитель должен быть уверен, что эта школа обеспечивает качественное образование, а если он увидит, что ребенок способен на большее, то поможет ему продолжить обучение уже с определенной направленностью. Для этого и нужно выравнивание образования. Только ситуация успеха позволяет усвоить знания. Конкурентная среда в гимназиях ситуацию успеха не создает. Внешне все красиво, но когда каждый сам за себя, а учитель дает понять, что ученик никому не нужен, что чувствует ребенок? На это мало кто обращает внимание, а между тем подобные ситуации вытекают из начальной конкурентной борьбы, которая продолжается вплоть до 11-го класса.

Существует ли проблема коррупции в школах?

Да, но это очень сложно доказать. Как правило, жаловаться приходят родители, которые не в состоянии платить, а в учебное заведение попали по прописке. Дальше устных жалоб не заходит. Писать заявления люди боятся, ведь их ребенку еще учиться в этой школе. В то же время есть родители, которые готовы платить. По этому принципу начинается формирование определенных групп, а это ведет к очень серьезным вещам. Возникают конфликтные ситуации между взрослыми и дети тоже оказываются задействованы. Первый класс — это верхушка айсберга. Мы сегодня боремся с коррупцией, но коррупционную возможность создает сама система. Контролировать поборы сложно. Существуют схемы, когда все взносы принимаются только через некоммерческие организации родителей. Но мы ведь прекрасно понимаем, от кого исходит заказ, кто распределяет деньги и т. д.

Школа не имеет права брать деньги?

Имеет. В законе об образовании это прописано. Но все должно быть в пределах разумного.

Вступительные взносы тоже законны?

Нет. Ни в коем случае. У нас действует принцип шаговой доступности. Территориальное закрепление по участку. Я иду в определенное время после 1 февраля и подаю заявление в свою школу в соответствии с регистрацией по месту жительства. И школа обязана рассмотреть это заявление без всяких вступительных взносов.

Как реализовать решение равных возможностей?

Наверное, только нормативно-правовой базой, которая научным путем и путем научных исследований будет регулировать количество гимназий и лицеев. Нужна глубокая перестройка, уход от либеральных подходов в образовании. Кроме того, должно быть единообразие программ. Дети по разным причинам переходят из одной школы в другую, а там уже совершенно другая программа. Но при чем здесь ребенок? Обилие программ — это либерализация. Еще один способ привлечения учеников. «Приходите ко мне, будете самыми умными на свете». Восприятие этой проблемы не всегда построено на интересах детей, а ведь уровень образования должен соответствовать состоянию ребенка и его подготовке. Я не думаю, что мой рецепт решит все вопросы. Как уполномоченный по правам ребенка, я выступаю за равные возможности. Не в силу кошелька. И мы уже пошли по этому пути — ввели единую форму, создав тем самым ситуацию, когда нет возможности показать, что кто-то лучше или хуже. Это не всегда плохо.

Должны быть четко выверены организационные моменты. Электронная система должна работать без сбоев, чтобы не давать повода для паники. Людей, как правило, беспокоит непредсказуемость, отсутствие уверенности в завтрашнем дне. И эта беда касается не только первоклассников.

Категория: Мои статьи | Добавил: АкварелЬ (06.02.2016)
Просмотров: 423 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar