Главная » Статьи » Мои статьи

Традиции чайной церемонии в Японии

Чайная церемония в Японии – это особый ритуал совместного чаепития, который, зародившись в средние века, является частью и современной японской культуры. Это целая религия, наполненная величественностью и изяществом. Чтобы уметь готовить чай, нужно иметь багаж различных знаний и умений. К таким церемониям японцы относятся очень трепетно, уделяя большое внимание каждой мелочи.

Перед прибытием гостей хозяин вывешивает в специальный альков («токонома» – нишу в стене) свиток с изречением дзэнского мастера, в котором отражена тема предстоящего чайного собрания и передано душевное состояние хозяина. В бронзовом очаге свежий промытый пепел выложен в форме «долины с двумя горами». На него кладутся угли, разводится огонь, на который устанавливается котел со свежей водой.
Пока вода в котле готовится закипеть, гостям подается еда — «кайсэки». Это название происходит от горячего камня, который дзэнские монахи в прежние времена держали за пазухой, и который помогал преодолевать чувство голода. Блюда, предлагаемые гостям, очень просты и вместе с тем изысканны, их основная задача — избавить от чувства голода и, соответственно, дискомфорта. К тому же в чайной кулинарии существует главный принцип, что еда должна вкушаться сначала глазами, затем ртом и наконец, сердцем. В конце трапезы подаются так называемые «омогаси» – сладости к чаю.
После этого гости на время покидают чайную комнату, чтобы размять ноги, освежиться и приготовиться к основной части действа – подаче густого чая. И вот на глазах у гостей начинается процедура символического очищения всей необходимой утвари. Все движения мастера подчинены одной цели – приготовить хороший чай, поэтому во время процедуры хозяин старается двигаться в едином ритме со своим дыханием, так что и он, и гости полностью концентрируются на этом акте. Потрескивание живого огня, струйка пара, поднимающаяся из котла, звук «белого ключа», закипающей воды в абсолютном безмолвии создают главный образ, столь значимый в чайной культуре: «Дыхание свежего ветра в сосновом лесу».
Хозяин накладывает порошковый чай в чашу, добавляет горячей воды и замешивает венчиком чай, превращая его в густую цельную массу. После чего небольшое количество кипятка добавляется еще раз, для создания идеального баланса между густотой чая и его температурой. Кажется, что время застыло. Чувствуется только, как распространяется аромат чая.
Все гости вкушают приготовленный для них напиток из одной чаши, после чего хозяин приступает к заключительной части процедуры. В конце гостям предлагается осмотреть утварь – те предметы, при помощи которых был приготовлен чай.
Вскоре после этого начинается отдельная часть по приготовлению слабого, негустого чая. Атмосфера в чайной комнате меняется, становясь более легкой, благодаря оживленной беседе между хозяином и гостями. Теперь для каждого гостя готовится отдельная чаша легкого и ароматного напитка. Сладости подаются гостям как раз перед взбиванием чая. 
В конце процедуры гостям также предлагается осмотреть утварь, которая была подобрана для этой части действа. Ответив на все вопросы гостей, хозяин с извинениями покидает комнату, а гости последний раз осматривают очаг, который является центром пространства, и цветы, которые к этому моменту должны уже раскрыться, как единственное напоминание о проведенном гостями времени.
Когда гости покидают чайный домик, хозяин находится у входа, молча склоняясь в прощальном поклоне.
Некоторое время после ухода гостей хозяин сидит один в чайной комнате перед очагом, мысленно возвращаясь к гостям и заново эмоционально переживая произошедшее. Затем он уносит всю утварь, убирает цветы из ниши, протирает татами и – все. Комната снова абсолютно пуста.
 

Олешко Евгений Владимирович
Преподаватель департамента 
«Факультет журналистики» УрФУ

Категория: Мои статьи | Добавил: АкварелЬ (29.12.2014)
Просмотров: 447 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar