Главная » Статьи » Мои статьи

Когда благотворительность не во благо!

Все чаще можно услышать о мошенниках, собирающих средства на благотворительность от имени лжефондов, несуществующих больных, тех, кто на самом деле не нуждается в помощи или нуждается, но совсем в другой. Жертвами таких сборов часто становятся родители, и зачастую наказать виновных практически невозможно — деньги перечисляются добровольно, а доказательств обмана нет.

С появлением интернета количество «относительно честных способов отъема денег у населения» увеличилось в геометрической прогрессии. Практически всегда такие способыработают, эксплуатируя человеческие недостатки. Да, стремление помочь ближнему остается важным аспектом жизни в обществе. Вместе с тем желание это не всегда искреннее и бескорыстное: осуществляя помощь, кто-то руководствуется эгоизмом (посмотрите, какой я молодец!), а кто-то использует это для пиара (в особенности если речь идет о компании или публичном человеке). Быть или казаться добрыми хотят все, и современные технологии позволяют сделать это с минимальными усилиями. Зачем идти куда-то, если можно оказать помощь не вставая с дивана — перевести деньги на электронный кошелек, поставить «класс», сделать репост. Но получил ли адресат предназначенное? Проверить сложно, к тому же требуется приложить силы. Именно нежелание людей предпринимать активные действия чаще всего и позволяет мошенникам развивать бурную деятельность.

Много случаев обмана связано с больными детьми. Дети вызывают больше сочувствия, а значит, желания помочь. Кроме того, большая часть платежеспособного населения сами являются родителями. По данным исследований Фонда поддержки и развития филантропии, 60% благотворителей — женщины. Это неудивительно, ведь прекрасная половина человечества более эмоциональна.

Наказать мошенников сложно и не всегда возможно, но стоит попытаться оставить их без заработка. Ниже мы собрали наиболее распространенные способы обмана и рекомендации, как можно их обойти.

 

Способ первый: Реальные дети, нереальные деньги

Благодаря интернету наша жизнь стала публичной. В сети люди делятся и радостными, и горестными событиями. Среди них — масса историй о больных детях. Эти истории доступны и мошенникам, которые используют их в своих целях. Для преступников все просто, не надо ничего придумывать. Часто берется уже готовое объявление о сборе средств, в котором просто изменяются реквизиты. Итог — деньги идут мимо нуждающегося. Еще один вариант в этой схеме, когда реквизиты заменяются не полностью. Остаются реальные номера банковских счетов, но добавляются электронные кошельки обманщиков. Расчет заключается в том, что заполнение банковских документов требует времени, а сделать перевод на электронный кошелек просто.

Эта же схема иногда используется нечестными родителями, которые бессовестно выдают своих здоровых детей за тяжелобольных, собирая огромные деньги.

Рекомендуется: Связаться с тем, от чьего имени идет сбор (к примеру, с благотворительным фондом), проверить оригиналы документов и предоставленные реквизиты.

 

Способ второй: Нереальные дети, реальные деньги

Однако размещать реальные истории в интернете довольно рискованно — может найтись родственник, знакомый, знакомый знакомых или просто сотрудник настоящего благотворительного фонда, который заметит обман. Поэтому осторожные мошенники истории придумывают. Фотографии, диагнозы, сканы медицинских документов берутся из интернета. Фотошоп позволяет сделать абсолютно все. Далее под историю создаются группы в соцсетях, рассылается спам с просьбой о помощи, и деньги рекой текут в карманы негодяев.

Рекомендуется: Детально расспросить о том, для кого идет сбор средств. Чем больше деталей вы будете стараться выяснить, тем лучше. Чаще всего обманщики начинают путаться в показаниях, а то и вовсе не могут ответить на простые, казалось бы, вопросы.

 

Способ третий: Клоны

Некоторые мошенники действуют от имени известных благотворительных организаций, создавая копии их сайтов. В этой схеме используются домены крупных фондов, которые отличаются от реальных несколькими буквами или расширением .com вместо .ru. Содержание ресурса при этом полностью копируется у первоисточника с разницей лишь в реквизитах для перечисления средств.

Рекомендуется: Обратить внимания на наполнение сайта. Ресурсы реальных фондов, как правило, состоят из множества вкладок, помимо информации о нуждающихся, содержат статьи, исследования, размещают подробные отчеты. Для мошенников создание такого сложного сайта — слишком затратное мероприятие, поэтому, скорее всего, клон будет содержать лишь основную информацию из первоисточника.

 

Способ четвертый: Лжефонды

Немало случаев, когда выясняется, что существующий и собирающий пожертвования фонд, не имеет никаких учредительных документов, а его представители в один прекрасный момент исчезают со всеми средствами. К этой же категории относятся и фонды-однодневки, которые создаются под конкретный сбор, а после того как набирается определенная сумма, растворяются в воздухе.

Рекомендуется: Посетить офис фонда, проверить оригиналы уставных документов, задать несколько вопросов о текущей работе и подопечных. Имеет значение и то, сколько времени работает организация и какие проекты были ею реализованы за этот период. Кроме того, стоит обратить внимание на то, как фонд заявляет о себе. Реальные организации ограничены в расходах на собственные нужды, поэтому, как правило, не проводят масштабных рекламных кампаний, не тратятся на дорогой офис и высокую зарплату сотрудников. Отчетность должна быть абсолютно прозрачной. Кроме того, настоящий фонд никогда не будет предпринимать действий, способных отпугнуть благотворителей. Это назойливые просьбы о помощи и рассылка спама.

 

Способ пятый: Пациент, скорее, мертв

Этот вариант — один из самых циничных. Возможны две схемы: либо пациент, для которого собираются деньги, уже умер, либо человек еще жив, но помочь ему уже невозможно.

Рекомендуется: Не оказывать помощь, если объект сбора под разными предлогами скрывается от благотворителей. В случае когда объявляется, что нуждающийся находится в больнице, можно позвонить в медицинское учреждение и уточнить, имеется ли у них такой пациент. Обращение в крупные, проверенные фонды снижает вероятность подобного обмана, т. к. вся информация здесь тщательно проверяется.

 

Способ шестой: Сговор с клиниками

Конечно, ни одна уважающая себя клиника не станет участвовать в мутных схемах. В данном случае работает пресловутый человеческий фактор, поскольку нечистые на руку люди, к сожалению, найдутся везде. Они могут быть сотрудниками клиники, работающими за откат, или медицинскими посредниками. Мошенниками намеренно завышается цена лечения, назначаются ненужные процедуры, в счет включаются дополнительные услуги, а деньги, полученные сверх реальной стоимости, идут в руки обманщиков. Сложность заключается в том, что в данной ситуации вывести преступников на чистую воду практически невозможно, в особенности если клиника находится за рубежом.

Рекомендуется: Как и в предыдущем случае, обращаться с пожертвованиями в проверенные организации, которые самостоятельно следят за обоснованностью счетов.

 

Способ седьмой: Поставь «класс»!

«Срочно! Срочно! Срочно! Умирает ребенок! Нужны деньги! Ты можешь помочь, просто если поставишь «класс». Такое сообщение в соцсетях наверняка видел каждый из нас. Казалось бы, все безобидно. Ты не можешь помочь финансово, но ставишь «класс» или делаешь репост, при этом ничего не теряя. Однако не все так просто. Подобный прием хорошо известен как вирусная реклама. Суть его заключается в том, что в сети запускается, казалось бы, абсолютно нерекламная информация, которой пользователи начинают делиться. В результате сообщение, словно вирус, расползается по интернету. Между тем текст или ролик может содержать рекламные ссылки, компьютерные вирусы, использоваться в качестве инструмента для оценки общественного мнения по тому или иному вопросу. В случае с благотворительностью, помимо перечисленного, текст может содержать реквизиты мошенников. Сообщение распространяется, и наверняка найдутся сердобольные люди, которые перечислят средства.

Рекомендуется: Никогда не содействовать распространению информации подобным образом, если только вы лично не знакомы с нуждающимся и досконально не осведомлены о его ситуации.

     5 вопросов, трудных для мошенника:

1.​ Как долго работает ваш фонд?

2.​ Какие благотворительные проекты уже реализованы вами? Покажите их результаты.

3.​ Можете ли вы детально рассказать, на что будут потрачены мои средства?

4.​ Как я узнаю, что средства потрачены именно на это?

5.​ Какие учредительные документы имеет ваш фонд? Можете показать оригиналы?

И это только основные варианты обмана в Интернете, а ведь сборы денег под видом благотворительности набирают все большую популярность и офлайн — молодые люди с табличками на остановках, волонтеры на дорогах, ящики для сбора средств в общественных местах и т.п. Эта тема столь болезненна и столь обсуждаема, что рассмотрение ее потребует отдельного материала.

Россияне все меньше доверяют фондам и предпочитают оказывать адресную помощь. Таковы данные опросов, проведенных благотворительными организациями, и деятельность мошенников не улучшает ситуацию. Но, по словам представителей крупных фондов, борьба с нечистыми на руку людьми ведется постоянно — при помощи неравнодушных людей мониторятся сборы средств и возникающие в соцсетях новые благотворительные группы, а некоторые банки даже блокируют подозрительные счета. Нет ничего плохого в том, что люди хотят помочь, используя для этого интернет, считают в благотворительных организациях. Важно при этом относиться к пожертвованию разумно — оценить надежность того, кому вы передаете средства, будь то фонд или частное лицо, и убедиться, что деньги потрачены по назначению.

По данным Фонда поддержки и развития филантропии, в 2015 году деньги благотворительным организациям и фондам жертвовали 50% россиян. По подсчетам фонда, это около 44,5 млн человек. Средняя сумма пожертвования одного человека за год состав​ила 3300 руб.
Категория: Мои статьи | Добавил: АкварелЬ (16.09.2016)
Просмотров: 345 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar